Детский сад №36 "Теремок" с. Курьи Сухоложский р-он, Свердловская обл.

Консультация для родителей "Сказка в жизни ребенка"

                                                   «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

что бы войти в действительность новыми путями,

может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари

Роль сказки в развитии ребенка многогранна она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь. С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Через сказку можно поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь. Читать сказки нужно в «правильное» время, когда он спокоен и прибывает в хорошем настроении, лучше всего это делать перед сном.

Представляя образы героев, дети учатся понимать внутреннее состояние персонажей, учатся сопереживать им. Благодаря сказкам речь малыша станет более эмоциональной, образной, красивой, а так же обогатится словарный запас и связная логическая речь.

Развитие речи становится более актуальной проблемой в нашем обществе. Прямую угрозу языковой катастрофы создают такие явления, как снижение уровня общей культуры, агрессивно-примитивная речь, гаджеты, телевизионные рекламы.

Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о развитии ребенка.

Сказка – жанр художественной литературы, он находит применение в различных областях работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения. Исследование ученых (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Кабачек О. А., Большунова Н. Я. и др.) показали, что проблема общего недоразвития речи детей дошкольного возраста решаема через использование такого метода как сказкотерапия, потому как сензитивным периодом речевого и творческого развития детей является дошкольный возраст.

В своей практике сталкиваемся с тем, что родители мало или совсем не читают сказки своим детям. А ведь это так важно! Чем дольше ребенок верит в волшебство, тем оптимистичнее его взгляды на жизнь, ведь именно в сказках он находит частичку своей души, отголоски своей жизни. Совокупность различных приемов и методов, предметно-развивающая среда, общение являются активаторами речевого и умственного развития дошкольников. При этом важно иметь опору на сказку, в которой исключена нравоучительность и присутствует игровое общение.

При использовании сказкотерапии в развитии речи обеспечивается смысловая значимость каждого слова и высказывания ребенка, таким образом, совершенствуется лексико – грамматическая и звуковая сторона в сфере произношения, происходит развитие диалогической и монологической речи возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Для детей от трех до шести лет характерно образное мышление, которое позволяет ребенку представлять и сравнивать предметы, формировать модели той действительности, с которой он имеет дело. Делает он это с помощью сказкиСказка – это такая знакомая система, с помощью которой ребенок истолковывает окружающую действительность.

Для каждого возраста есть своя группа сказок. Детям трех – пяти лет наиболее понятны и близки сказки о животных, и о взаимодействии людей и животных. С пятилетнего возраста ребенок начинает ассоциировать себя с человеческими персонажами. Примерно с 5- 6 лет большое предпочтение дети отдают волшебным сказкам.

При подборе сказок основным принципом является направленность проблемной ситуации для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка.

В работе с родителями особая роль отводится просвещению. Рассказываем о роли сказок в становлении личности и развитии речи ребенка.

Сказкотерапия направлена, на повышение самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их мышления и воображения.

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000. – 310 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Грабенко Т. М. практикум по креативной терапии. СПб., 2003. – 400 с.

3. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб., 2002. – 160 с.

4. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 2001. – 304 с.

5. Страунинг А. М. «Росток» Программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста. 2т. – Обнинск, 1996. – 420 с.

4 ноября 2017 в 12:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.